Избранное

Тире вместо двоеточия

Практически все современные авторы почему-то вместо двоеточия ставят тире, когда во второй части предложения говорится о причине того, что происходит в первой. Видимо, не знают разницы. Двоеточие ставится перед причиной, тире — после:

«Он не сможет прийти: заболел»

«Он заболел — не сможет прийти»

Чем ближе автор по работе к написанию текстов, тем с большей вероятностью он будет путать знаки препинания. Писатели вообще не глядя везде лепят тире. Наверное, это какая-то профессиональная болезнь.

Недавно прямо смешной случай попался.

Читал тут «Как писать книги» Елены Хаецкой. Она топит за грамотность, несколько глав посвящены грамматике, правильному употреблению знаков препинания и тому, как неверно поставленная запятая меняет смысл предложения. И тут такой отрывок:

Я с ужасом думала о том, каким он будет, мой личный опыт. Закончу факультет журналистики, пойду работать. Большой карьеры в журналистике не сделаю — женщина.

Это что, такой способ определить пол человека? Не сделал карьеру в журналистике — женщина. Сделал — ну, видимо, мужчина.

И почти у всех так.

БДСЛ 2016

Съездил в Байкальский дизайнерский специальный лагерь, который проходил с 26 по 28 августа в Бугульдейке. Было круто. Мне понравилось.

BDSL

За полных два дня было шесть лекций, занятие по рисованию, дизайнерские посиделки у костра, походы в мраморный карьер, на гору и до Байкала. На занятиях говорили о профессиональном развитии, управлении собой, типографике, шрифтах, верстке и композиции.

Евгений Арутюнов рассказал про «допинг дизайнера»: о саморазвитии и принципах, помогающих в работе. Многое было знакомо по Школе стажеров: метафора осьминожки, метод прогрессивного джипега, умение говорить «нет», разговор в мире клиента, верность своей методике.

Конспект занятий я не делал, поэтому все тезисы писал по памяти. Некоторые мысли я мог понять по-своему, а кое-что додумал сам. То, что запомнилось больше всего:

Понятие профессии устарело. Есть просто набор навыков, который формирует круг задач, над которыми человек способен работать. Сколько людей, столько и профессий.

Иногда, чтобы научиться чему-то, важно делать в точности то, что тебе говорят, даже если новый способ кажется неправильным и ты всю жизнь делал по-своему. «По-своему» ты уже умеешь. Надо позволить показать себе, как можно делать «по-другому». Смысл действий поймешь уже после того, как увидишь результат.

Полезно изучать себя, чтобы уметь контролировать свое состояние. Чем лучше управляешь собой, тем сильнее можешь влиять на внешний мир.

В наше время нужно быть «текстовым чуваком», то есть уметь писать. Текст — главный инструмент взаимодействия с большой аудиторией. Десять лет назад сайтами заведовали технологи, сейчас этим занимаются дизайнеры, а в скоро настанет время редакторов. Тот, кто умеет доносить идеи с помощью текста, в будущем будет чувствовать себя очень хорошо. Поэтому уже сейчас важно работать над медийностью, развивать редакторские навыки и собирать вокруг себя аудиторию.

Лекция проходила в заброшенном мраморном карьере и длилась часа три. Утром было холодно, потом резко началась жара, поэтому к концу дня все обгорели на солнце.

Лекция Евгения Арутюнова в мраморном карьере
Фото Марии Глазковой

Татьяна Сахалтуева и Настя Кардашова из «Соломы» провели странный мастер-класс на тему леттеринга. Сначала рассказали про каллиграфию, композицию и динамику в иллюстрации. Потом дали задание проиллюстрировать какое-нибудь выражение или поговорку. Я не люблю задания на время, поэтому до конца занятия сидел и рисовал печенюшку.

Мне показалось, что стиль урока был рассчитан на аудиторию попроще. Для дизайнерского лагеря можно было сделать более академично.

Андрей Кудрявцев провел две лекции: о декорировании шрифта и об ошибках в шрифтовой части логотипа. На мой взгляд, было идеально все: подача, структура, темп, юмор, примеры. Целью Андрея было привить участникам интерес к буквам и шрифтовому дизайну. У него это получилось: после занятия захотелось нарисовать свой шрифт. Пошел бы к Андрею учиться, но, кажется, он не занимается обучением.

Запомнилась грибная метафора про обратный контраст: в плохом шрифте у буквы Т тонкая ножка и массивная шляпка, как у поганки, в хорошем — наоборот:

Слева поганка, справа — хороший, годный гриб

Вадим Паясу рассказал немного обо всем: о постановке и достижении целей, о своем понимании дизайна, о свете, тени и перспективе в иллюстрации, о работе мозга. Больше рассказать не успел: нужно было идти на лекцию Штанга.

Игорь Штанг провел лекцию «Бегство от серого прямоугольника». Как я понял, это первое, о чем он рассказывает на своем курсе «Типографика и верстка». Игорь дал шесть способов расположить текст на макете так, чтобы было не скучно читать. Потом был разбор работ участников лагеря.

В конце предполагалось практическое задание, но на него не осталось времени. Задание ушло на дом. Нужно было сверстать плакат с рецептом варенья из сосновых шишек. Я сделал так:

Комментарии Игоря Штанга

Идея хорошая, исполнение не очень
1. Заголовок не нашел своего места, иллюстрации стоят неуверенно.
2. Я бы выбрал шрифт поплотней и повыразительней.

У тебя все варианты статичные. Горизонтальный блок текста внизу усиливает это впечатление. Попробуй поставить элементы поживее.

Жили в имении «Заречном». Это такой деревенский двор, переделанный под размещение туристов. По ночам было прохладно, приходилось спать в одежде. Ели в местной столовой. Еда нормальная, но если привык питаться в своем режиме, в следующий раз лучше взять еду с собой.

Говорят, некоторым было тяжело много ходить. До мраморного карьера идти час в гору, до Байкала — минут 40. К этому нужно быть готовым.

Пару раз мы не укладывались в расписание. Например, во второй день Паясу и Штангу не хватило времени закончить занятия. По-моему, расписание было слишком плотным, три лекции в день — многовато. Лагерю не хватает четвертого дня — у участников останется больше времени для Байкала, а у организаторов появится запас времени между занятиями.

Рекомендую ехать на БДСЛ всем, кто интересуется дизайном, хочет побывать на Байкале и пообщаться с единомышленниками. Я не адепт нетворкинга, но даже у меня случилось несколько интересных знакомств.

Было здорово поучаствовать в первом дизайнерском лагере на Байкале и даже немного поспособствовать его проведению. Спасибо организаторам. Желаю лагерю с каждым годом становиться все больше и лучше.

Будем ждать БДСЛ 2017.

 Нет комментариев   6 сентября 2016, 21:12   Байкал   БДСЛ   дизайн

Гарри Поттер и методы рационального мышления

Лучшая книга за этот год. Тот случай, когда фанфик лучше оригинала. В одной художественной книге полезной информации больше, чем в пачке научно-популярных. «Методы» учат принципам научного познания, теории вероятности, постановке экспериментов, психологии, генетике, логике, физике, социологии. Поттер-ученый ломает шаблоны, развенчает стереотипы, кардинально меняет сюжет и мир вокруг себя, используя знания и здравый смысл.

Книга дает другой способ мышления. После прочтения начинаешь подвергать сомнению все вокруг, уже не получается принимать что-либо на веру. Хочется проверять идеи на практике, доходить до сути самому, смотреть на ситуацию под разными углами, находить нестандартные решения.

Некоторые старые герои показаны с другой стороны и раскрыты лучше, чем в оригинале: понятнее мотивация, шаблоны мышления, социальные роли.

А еще в книге полно отсылок к реальным историческим событиям, персонажам и культуре. Во время чтения то и дело прерываешься, чтобы почитать Википедию, а к концу книги собирается список литературы.

К сожалению, у меня нет привычки выписывать из книг интересные места. Мысль сделать список цитат пришла слишком поздно. Но кое-что успел записать.

***

жульничество — это слово, которым неудачники называют тактику

***

... не казни себя, когда хорошая идея не срабатывает. Чтобы найти идею, которая сработает, приходится перебрать множество ошибочных. А если ты будешь сердиться по поводу ошибочных идей и тем самым давать своему мозгу отрицательную обратную связь вместо того, чтобы понять, что сам факт генерации идеи — это хорошее поведение со стороны твоего мозга и его следует поощрять, то рано или поздно ты вообще не сможешь придумать ни одной идеи

***

Лишь скучных людей никогда не пытаются убить

***

— Аргус Филч — сквиб. Работа в Хогвартсе — всё, что у него есть. Точнее, всё, что у него было.
— Смысл школы не в том, чтобы обеспечивать работой служащих.

***

Сайт русской версии. Сейчас переведены 118 глав из 122.

Сайт книги на английском