Блог Константина Фарактинова

Пет-проекты нужно либо поддерживать, либо закрывать

Пет-проекты это круто, но есть проблема: они требуют внимания. Речь в первую очередь про веб. С программами, наверное, проще.

Сайтик, за которым никто не следит, постепенно разваливается: перестают работать скрипты, ссылки начинают вести в никуда, картинки ломаются. Когда видишь такое загнивание, вместо интереса и респекта автору испытываешь грусть.

Кажется, авторам стоит регулярно просматривать зоопарк проектов и вовремя избавляться от старых и больных. Если не выпиливать совсем, то консервировать или переносить в «музей». Иначе энтропия будет расти.

Примеры были в заметке про живучесть блогов в начале года. Кстати, с тех пор упомянутые сайты закрылись окончательно, как будто подтверждая мой тезис.

Отдельный вопрос, почему вообще ломаются сайты, которые вроде как спокойно лежат на серверах, и никто их там не трогает. Кто-то даже на полном серьёзе пишет манифесты о том, что неплохо бы контенту в интернете жить «хотя бы 10 лет». Видать, это что-то очень сложное.

 Нет комментариев   10 ноября 2023, 10:45   жизнь   проекты

Научные картины мира научны не в строгом смысле

Пару лет назад читал книгу Церена Церенова «Системное саморазвитие» и выполнял задания оттуда, в том числе писал в блог Школы системного менеджмента. Копирую один пост сюда.

Среди вопросов для повторения к первой главе есть такой: «Чем отличаются научные теории и ненаучные картины мира?». Ответ, который даёт учебник: научные выдерживают проверку научным методом.

Проверка научным методом в конечном счёте сводится к требованиям верифицируемости, воспроизводимости экспериментов и большей (по сравнению с ненаучными) предсказательной силе теорий.

Проблема в том, что этим критериям плохо соответствуют дисциплины, работающие с объектами идеального (нематериального) мира: сознанием, психикой, ценностями. Тем не менее, эти дисциплины или их практические приложения встроены в интеллект-стек и предлагаются для освоения. Например, в списке современных методологических трансдисциплин есть этика, а для развития собранности применяются методики, основанные на психологических теориях.

Этика занимается логическими выводами из ценностей, которые субъективны и иррациональны. И хотя логичность выводов можно проверить, непонятно, как здесь с эмпирической проверкой утверждений и предсказательной силой.

Психологические модели в большинстве случаев умозрительны (психоанализ, например), поэтому неверифицируемы. Нельзя вскрыть череп и увидеть там эго, воспоминания, сознание и подсознание. Многие знаменитые психологические эксперименты имеют большие проблемы с воспроизводимостью. Предсказательная способность практик психологии сравнима с эзотерическими и религиозными: что те, что другие помогают с некоторой вероятностью почувствовать себя лучше.

Хочется как-то расширить рамки, чтобы туда влезли нужные нам дисциплины.

Ориентироваться на мнение учёных полезно, но не всегда. Академическое сообщество — не монолит. Разные теории могут признаваться одними учеными и не признаваться другими. Существуют маргинальные теории, не признанные мейнстримом науки, но которые, тем не менее, лучше описывают объекты изучения, и, скорее всего, в будущем займут место мейнстримных. Есть дисциплины, которые сложно назвать науками, но тем не менее они ими считаются, преподаются в университетах, и по ним пишутся научные работы.

На научное сообщество так же как и на обычного человека влияет «социальное окружение» в виде текущей политической и культурной повестки. Учёные не совсем свободны в выборе объектов исследований: науку финансируют государства и бизнес, они способны влиять на тему исследования и на интерпретацию результатов.

Какое отношение к ковиду и вакцинации, глобальному потеплению или гендерным квотам является научным? И с той и с другой стороны есть научные публикации и мнения авторитетных учёных. Просто кого-то из них поддерживают правительства и научное сообщество, а кого-то — нет.

Определяя научность теории по тому, насколько полезны для жизни основанные на ней практики, мы смешиваем понятия «хороший» и «научный». Научная картина мира не обязательно хорошая, ненаучная — не обязательно плохая. В книге научное нигде прямо не приравнивается к хорошему (Апдейт: на самом деле приравнивается, просто на тот момент я ещё не дочитал до нужного места).

Остаётся сделать рамки нестрогими и интуитивными, основанным на «чувстве научности». Научные теории должны располагаться в воображаемом пространстве ближе друг к другу и дальше от ненаучных. Действительно, чаще всего научная дисциплина тесно связана со смежными дисциплинами: имеет с ними общие понятия и инструментарий, общие трансцисциплины (либо сама является трансдисциплиной). То есть научная теория должна быть более-менее встроена в тело науки, не быть совсем оторванной от неё.

Тогда утверждение, что научные теории выдерживают проверку научным методом, нужно воспринимать полуинтуитивно, считая, что оно лежит где-то в середине спектра формальности.

Проблема лотка в стиральной машине

Недавно Илья Бирман рассуждал об интерфейсе стиральной машины и приложил такую фотку:

«Открываешь ящик, а там такое: ... Что 1, что 2? Куда блин порошок-то сыпать?»

Признаться, встретив такую машину в жизни, я бы тоже не смог начать стирку, но не потому что не понял, в какой отсек насыпать порошок (это-то как раз понятно). Когда «открываешь ящик, а там такое», а ты не в костюме химзащиты, то все мысли не об интерфейсе, а о том, как быстрее покинуть опасный объект. Вот что нужно было делать, чтобы довести несчастный лоток до такого состояния? Кем надо быть, чтобы, глядя на это, продолжать этим пользоваться?

Можно только позавидовать выдержке людей, которые в первую очередь видят здесь цифры 1 и 2 и задаются вопросом «Куда сыпать порошок?».

P. S. Не знаю как у других марок, но на таких индезитах лоток можно вынуть из пазов, чтобы помыть под краном.

Школа стажёров: задания второй ступени

Продолжаю публиковать посты пяти-семилетней выдержки.

В прошлой заметке о Школе стажёров (ныне Школа дизайнеров), я писал об эволюции студенческих работ и желании в ней поучаствовать, показав свои решения. Скорее всего, за 7 лет задания поменялись, и этот контент теперь имеет лишь историческую ценность. Ну да ладно.

Публикую некоторые работы с оценками и комментариями. Оставил только то, что показалось полезным или интересным.



Проектирование сайта

Илья Бирман: «Слишком большие поля, недостаточно крепкости конструкции в этажах <...> Нижний отзыв отвалился»

Знание теории 4
Полезное действие 4
Выразительность 4



Вёрстка сложного документа

Нужно было красиво и логично оформить страницу с договором. Текст длинный и однородный, поэтому главный лайфхак здесь — верстать сразу в ХТМЛ. Фотошоп понадобится только чтобы нарисовать шапку и подвал.

Вёрстка 4,8
Логика 4,2



Информационный текст и верстка многоэтажной веб-страницы

Два задания связаны друг с другом. Сначала делаем страницу для Ильяхова, на первом месте текст и смысл. Потом допиливаем то, что получилось, для Нозика, но теперь оценивается вёрстка.

Максим Ильяхов:

Михаил Нозик: «Увы, некоторым этажам недостаёт большей плотности. Сравните последний этаж с остальными. В последнем — железная структура и уверенность, в остальных — гуляющие якорные объекты и равновеликие иллюстрации.»

Ильяхов Нозик
Ум 4 Техника 3
Сердце 4,5 Выразительность 3,5



Продающая страница

Было два варианта на выбор: книга и барабанная установка в вымышленных онлайн-магазинах. Я выбрал первое.

Ильяхов:

Ум 4,5
Сердце 4,5

Решение задач

Нужно было придумать, как улучшить чайник, используя три принципа некой трансдисциплины по «дизайну всего», которую Артём Горбунов разрабатывает много лет.

Моё решение:

Тут пригодились навыки в 3д-графике. Хорошо иметь возможность красиво проиллюстрировать любую свою идею и не зависеть от картинок из интернета. Многим другим студентам пришлось собирать макеты из того, что удалось найти, поэтому на общем фоне моя работа выглядела неплохо. Хотя на оценку это не повлияло.

Забавно, что за «Минимизацию конструкции» треть группы получила двойки и двойки с плюсом, я в том числе. Комментарий Горбунова:

Пожалуй, соглашусь с Артёмом. Невнимательным людям (например, тем, кто пишет чужие фамилии с ошибками :) я бы такой чайник не рекомендовал.

Максимизация 4
Минимизация 2
Противоречие 4,5


Все работы сделаны в Школе стажёров бюро

Бумага и другой отдел мозга

Любители поверхностного научпопа, гуру личностного роста и учителя успешного успеха пропагандируют чтение бумажных книг и ведение записей в тетрадке, потому что так «работает другой отдел мозга». Читать с экрана и писать на клавиатуре считается не так продуктивно: другой отдел мозга не включается.

Формулировка, конечно, странноватая: другой — это относительно какого? Ну да ладно. Самое главное, нам не говорят, почему нельзя пользоваться обычным отделом мозга, и чем по сравнению с ним хорош этот другой. Придётся искать ответы самому.

Кажется, на уроках биологии нам рассказывали, как миллионы лет назад предки людей ходили по саванне с блокнотами, постоянно что-то записывали и читали, и поэтому в мозгу возник участок, отвечающий за работу с текстом на бумаге. Компьютеры появились каких-то 50 лет назад, телефоны — и того позже, и к ним «наш мозг» не успел адаптироваться. Поэтому заносить и считывать текстовую информацию люди умеют только при помощи бумажных носителей: к другим инструментам эволюция нас не готовила.

Иных объяснений этому феномену я не вижу.

Если серьёзно, чаще всего имеется в виду, что в возне с бумагой участвует больше мышц, чем в работе на компьютере — к мыслительной активности прибавляется двигательная (в которой действительно участвует моторная кора). И как-то это помогает думать: мышечная память, нейронные связи и всё такое.

Это тоже спорно. При наборе на клавиатуре активно участвуют все 10 пальцев, в отличие от ручного письма, где работает одно запястье и три пальца напрягаются статически, удерживая ручку. То есть мелкой моторики и синхронной работы мышц на порядок больше, а значит и мозг должен работать активнее как раз таки при использовании компьютера. Если же речь про чтение, то не представляю, как перелистывание страниц может стимулировать голову сильнее, чем скроллинг: это вещи одного порядка.

Конечно же, никакими волшебными свойствами бумага не обладает. Но если хочется не только писать, но и зарисовывать, это будет удобнее делать на бумажном листе. У кого-то книжки и тетради ассоциируются с учёбой и помогают мысленно вернуться в то время, когда мозг был загружен и голова соображала лучше. Некоторым просто нравится эстетика или тактильные ощущения. Я вот, например, люблю запах старых книг. Но городить из-за этого теорию, прикрываясь наукообразными терминами, как-то странно.

Что интересно, те, кто верит в силу бумаги и «другой отдел мозга», обычно отмахиваются от близких, но более научно обоснованных явлений вроде хронотипов или, скажем, выгорания. Просто забавное наблюдение.

Перевод римских и арабских чисел в Python

Изучаю тут Питон. Решил зафиксировать для истории решение одной задачи с Хекслета.

Во-первых, оно нравится мне больше учительского (потому что рекурсия же). Во-вторых, у испытания самый низкий процент завершений, который я пока видел (хотя сейчас начало второго модуля, так что видел не много). В-третьих, интересно будет вернуться сюда через год и покекать над собой из прошлого. Ну, и, наконец, моё решение может пригодиться кому-то ещё, хотя бы в качестве антипримера.

NUMERALS = {
    'M': 1000,
    'CM': 900,
    'D': 500,
    'CD': 400,
    'C': 100,
    'XC': 90,
    'L': 50,
    'XL': 40,
    'X': 10,
    'IX': 9,
    'V': 5,
    'IV': 4,
    'I': 1,
}


def descending(pair):
    return -pair[1]


def to_roman(arabic_num):
    roman_num = ''
    for roman, digit in sorted(NUMERALS.items(), key=descending):
        add = arabic_num // digit
        roman_num += roman * add
        arabic_num = arabic_num % digit
    return roman_num


def get_digit(roman, digit, symbol, arabic):
    if symbol == roman[:len(symbol)]:
        return get_digit(roman[len(symbol):], digit, symbol, arabic + digit)
    return roman, arabic


def to_arabic(roman_num):
    number = roman_num
    arabic_num = 0

    for symbol, digit in sorted(NUMERALS.items(), key=descending):
        number, arabic_num = get_digit(number, digit, symbol, arabic_num)
    if to_roman(arabic_num) == roman_num:
        return arabic_num
    return False

Кнопка «Закрыть комментарии»

В Эгее много внимания уделено синтаксису элементов интерфейса, но иногда игнорируется лексика. Вот, например, под заметкой есть раздел с комментариями:

Что должна делать кнопка «Закрыть комментарии к заметке»? Очевидно, что-то такое:

Но нет. Оказывается, если нажать эту кнопку, исчезнет форма комментирования, а сами комментарии никуда не денутся:

То есть, это не кнопка закрытия комментариев, это кнопка запрета комментирования. Но тогда она должна называться как-то так:

В интерфейсах «закрыть» обычно означает перестать показывать, а комментарии разрешают и запрещают, либо включают и выключают. Почему-то здесь логика дала сбой. Наверное, эта кнопка существует столько же, сколько сам движок, и 20 лет назад люди так говорили, но зачем тянуть это наследие с собой в новые версии — не понятно.

Живучесть блогов

Пост про то, что в интернете всё непредсказуемо недолговечно.

Адепты стендалон-блогов и собственных сайтов упирают на то, что имея свой ресурс ты не зависишь от владеющих сервисом корпораций, которые могут в любой момент снести весь контент. Мол, сервисы приходят и уходят, а личные сайты были, есть и будут.

На практике же то, что собирается жить вечно, исчезает через пару лет, а то, что, на вид вот-вот загнётся, продолжает работать. Половина блогов на Эгее, за которыми я следил 5 лет назад, уже позакрывались, а посты пятнадцатилетней давности в ЖЖ спокойно лежат, гуглятся и читаются. Пример — Левенчук, который ведёт «Лабораторный журнал» года с 2004-го и в сегодняшних постах ссылается на собственные тексты из нулевых.

Ещё пример — проекты Сергея Короля «Вещи и сны» и «Мэдсканнер». Первые в своё время переехали из ЖЖ на собственный сайт. Сейчас сайт выдаёт ошибку Вордпресса, а ЖЖ-версия как была, так и есть.

«Вещи и сны»: Похоже, в вашей конфигурации PHP отсутствует расширение MySQL, необходимое для работы WordPress.
Так «Вещи и сны» выглядят сегодня

С Мэдсканнером вообще иронично: в описании заявлено о цифровом бессмертии случайных бумажек, а на первой странице большинство изображений не открываются. Оригиналы этих бумажек наверняка до сих пор целы и пролежат ещё годы. Такое вот цифровое бессмертие.

Мэдсканнер: большая часть картинок битые
Madscanner

Получается, больше всего дорожат контентом как раз таки «корпорации», а не отдельные люди. Оно и понятно: для компаний контент — главный актив. На него приходят рекламодатели, он индексируется поисковиками и генерит трафик, поэтому его должно быть как можно больше, и его берегут. Для человека контент — скорее обуза, если речь не о топовых блогерах.

Конечно, полно и обратных примеров, когда сервис загнулся, инфа потерялась, а выиграли те, кто собирал всё у себя. Только чтобы развернуть и поддерживать свою систему хранения, агрегирования и бэкапов, нужно выйти далеко за рамки того, что делают обычные пользователи. Большинству оно не надо.

Когда придёт веб 3.0 и децентрализация, должно стать надёжнее. Но пока так.

 Нет комментариев   11 января 2023, 13:50   блог   жизнь

Эгея не создаёт страницы заметок после обновления

Обновил движок этого блога до текущей стабильной версии 2.10. После этого у двух постов исчезли собственные страницы: в списке заметок они есть, в ленте и РСС отображаются нормально, но когда открываешь сам пост, Эгея выдаёт ошибку «Страница не найдена».

Как решил. В базе данных в phpMyAdmin из таблицы e2BlogAliases удалил строчки, соответствующие сломанным постам и назначил новые адреса в редакторе Эгеи. Например, сломалась заметка про Редимаг. Вот она в списке:

Окно phpMyAdmin со списком алиасов опубликованных постов

Удалил эту строку и заново подключился к базе данных в настройках блога — пост стал открываться, но урл из /readymag превратился в /2022/10/22/1. Когда возвращал старый адрес в редакторе, заметка снова ломалась. Так что поставил /readymag2.

Предупреждение. Скорее всего, это варварский способ решения проблемы. Я использовал его, потому что некогда было вникать в механику работы движка, PHP и SQL. Прежде чем пробовать, как минимум сделайте бэкап.

Тире вместо двоеточия

Практически все современные авторы почему-то вместо двоеточия ставят тире, когда во второй части предложения говорится о причине того, что происходит в первой. Видимо, не знают разницы. Двоеточие ставится перед причиной, тире — после:

«Он не сможет прийти: заболел»

«Он заболел — не сможет прийти»

Чем ближе автор по работе к написанию текстов, тем с большей вероятностью он будет путать знаки препинания. Писатели вообще не глядя везде лепят тире. Наверное, это какая-то профессиональная болезнь.

Недавно прямо смешной случай попался.

Читал тут «Как писать книги» Елены Хаецкой. Она топит за грамотность, несколько глав посвящены грамматике, правильному употреблению знаков препинания и тому, как неверно поставленная запятая меняет смысл предложения. И тут такой отрывок:

Я с ужасом думала о том, каким он будет, мой личный опыт. Закончу факультет журналистики, пойду работать. Большой карьеры в журналистике не сделаю — женщина.

Это что, такой способ определить пол человека? Не сделал карьеру в журналистике — женщина. Сделал — ну, видимо, мужчина.

И почти у всех так.

Ранее Ctrl + ↓